?

Log in

No account? Create an account

СВИРЕПО И ВЛАСТНО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ


Previous Entry Share Next Entry
Русины (карпатороссы)
я
general_ivanov
Из-за моего расставания с издательством "Вокруг света" (см. более ранний пост) читатели не увидят двух, уже отданных туда статей. Одну из них я решил тиснуть сюда. Разумеется, она весьма попсовая, скомканная, не отличающаяся никаким наукообразием; ничего удивительного, - статья рассчитана на уровень любопытствующих домохозяек. Все факты всем и вся известны. Некоторые из них я сознательно не стал затрагивать, памятуя о нерусском составе редакции. Цель состояла в том, чтобы, используя известный и популярный журнал, нарушить "заговор молчания" вокруг русинов - наших карпатских братьев.



 

 

КАРПАТСКАЯ РУСЬ. 


Во время последних выборов в Верховную Раду Украины по ТВ часто показывали карту распределения политических симпатий местного населения. Вроде бы, всё понятно: восточные и южные области Украины выделены синим (цвет пророссийской Партии регионов), западные и центральные – оранжевым (цвет прозападных националистов из «Нашей Украины» и Блока Юлии Тимошенко). Внимательные зрители, однако, увидели одну весьма странную деталь. К западу от оранжевого монолита, у самых границ со Словакией, Венгрией, Польшей и Румынией «притаилось» небольшое изолированное синее пятнышко – Закарпатская область. Как? Пророссийские симпатии в самом, казалось бы, логове «западенцев»? Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в данном регионе живут русины (карпатороссы), сами себя именующие «руськими». Особенно громко напомнили они о себе в конце 2006 г., когда «Сойм подкарпатских русинов» обратился к парламентам стран мира с призывом признать русинов как отдельную национальность, а также признать исторический факт геноцида русинского народа, имевшего место в годы Первой и Второй мировых войн. Практически одновременно признанный русинский лидер протоиерей Димитрий Сидор обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой взять русинский народ под свою духовную защиту. Вдобавок ко всему, ряд видных этнологов и историков в 2005-2006 признали русинов-карпатороссов в качестве четвёртого восточнославянского народа (наряду с русскими-великороссами, украинцами-малороссами и белорусами). При этом ни в одном страноведческом справочнике сведений о русинах и их истории вы не найдёте. Я попробую хотя бы вкратце восполнить этот пробел.

Русины – прямые наследники самого древнего ядра восточного славянства (сколотов-пахарей Скифской империи), давшего позднее начало большей части великороссов, малороссов и белорусов. По словам протоиерея Д. Сидора, в жилах русинов «течёт неразделённая русскость», они «являются живыми свидетелями единого и неразделённого древнерусского народа». С образованием Киевской Руси наиболее пассионарные потомки сколотов устремились к западу, расширяя пределы империи и ассимилируя местное славянское (уличи, тиверцы, белые хорваты), славяно-кельтское и иллирийское население. Предки русинов приняли христианство ещё во время миссионерской поездки Св. равноап. братьев Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество (862-863 гг.). Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Карпатской Руси - множество местных храмов посвящено именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями. В 899 г. возникла епархия в Перемышле, основанная учениками Кирилла и Мефодия, которые принесли христианство на Лемковщину (северная часть Карпатской Руси). В 907 г. русины участвовали в знаменитом походе князя Олега на Константинополь (Царьград).

Когда Русская Церковь при Ярославе Мудром выделилась в отдельную митрополию, впервые во главе её появились этнические славяне. Самым известным среди них был митрополит Иларион, русин по происхождению, выдающийся славянский тании, вали на парламентских выборах за центристскую Партию регионов. али против "еятельземель и Словакии, Польской Пмыслитель и церковный писатель, автор «Слова о Законе и Благодати». При Иларионе сложилась первая редакция начальной русской летописи, осуществлялась широкая деятельность по переводу на русский язык иностранных книг, была создана первая в России библиотека при Софийском соборе. Впоследствии митрополит был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. 

После того, как Киевская Русь, ослабленная княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монголов, большая часть Карпатской Руси до начала 20 в. входила в состав Венгерского государства и, позднее, Австро-Венгрии. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в 13-14 вв. Часть карпаторусских земель в 1340 г. вошла в состав Польского королевства. 

В 1564 выходец из Русинщины, дьякон кремлёвской церкви Св. Николая Чудотворца Гостунского Иван Фёдоров (1510-1583) начал книгопечатание на Руси. Его «Апостол» стал первой печатной книгой, вышедшей в Москве. В 1574 г. во Львове Фёдоров выпустил «Азбуку» («Букварь») - первый русский печатный учебник, а в 1580-1581 гг. в Остроге - первую полную славянскую Библию (т.н. Острожская Библия). 

Находясь в многовековой изоляции от Московского царства, некоторые русины под влиянием Флорентийской и Брестской унии пошли на компромисс с католическими властями. Чтобы сохранить православную форму литургии, верхушка Православной Церкви Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую (греко-католическую) церковь. Большинство русинов, особенно в горных районах, сохранило верность православию. Их идейным лидером в конце 17-начале 18 вв. был священник Михаил Андрелла (Оросвиговский) (1638-1710), борец за воссоединение Закарпатья с Россией. Он стал автором известных теологических произведений «Логос» и «Оброна верному каждому человеку», в которых критиковал римского папу и унию. Агенты Ватикана активно пропагандировали униатов на предмет отказа от общерусского самосознания, этнотерриториального обособления. В 17 в. австрийские власти ввели для русинов-униатов латинизированный этноним «рутены» (Ruthenen). 

Несмотря на частичную ассимиляцию русинов и их эмиграцию за океан (на американский континент в 19-начале 20 вв. эмигрировали 430 тыс. карпатороссов), их численность всё-таки увеличивалась. Постоянно шёл поток русинов, переселяющихся в Российскую Империю. Многие из них внесли большой вклад в русскую культуру, государственное строительство России. Русин Михаил Балудянский ((1769-1847), первый ректор Петербургского университета, состоял в комиссии Сперанского и возглавлял кодификационную коллегию по составлению Свода Законов Российской Империи. В России жил и работал русин Юрий Гуца-Венелин (1802-1839), один из основателей славистики, виднейший специалист по истории Болгарии. Физик, юрист и агроном Василий Кукольник (1765-1821) был директором Главного Петербургского педагогического института и первым директором Нежинской гимназии высших наук. Его сын Нестор Кукольник (1809-68) получил известность в России как писатель. Педагог, историк и медик Иван Орлай (1770-1829) сменил в 1821 Кукольника-старшего на посту директора Нежинской гимназии высших наук (где был одним из воспитателей Николая Васильевича Гоголя), затем был директором Ришельевского лицея в Одессе. Орлай - автор первого русскоязычного труда по истории Карпатской Руси - «История о Карпато-Россах» (1804). На самой Русинщине в этот период виднейшим научным авторитетом являлся Михаил Лучкай (1789-1843), историк, лингвист, фольклорист и теолог, автор шеститомной «Истории карпатских русинов», написанной на латинском языке, первой грамматики русинского языка - «Грамматики славяно-русской» (1830), и «Церковных бесед на все недели года». 

В царствование Николая I воссоединение униатов стало одной из главных целей государственной политики России. 12 февраля 1839 в Полоцке состоялся Собор униатского духовенства, составивший торжественный акт о присоединении к Русской Православной Церкви. Число воссоединённых превышало 1,6 млн. христиан (более половины - русины). Значительный вклад в этот процесс внесли «карпаторусские будители» - группа наиболее видных представителей русинской национальной интеллигенции, существовавшая в 1830-1890-х гг. Среди них были выдающийся русинский историк и общественный деятель Адольф Добрянский-Сачуров (1817-1901), автор первого букваря на русинском языке «Книга для чтения» Александр Духнович (1803-1865), литератор и теолог Евгений Фенцик (1844-1903). Во второй половине 19 в. власти Австро-Венгрии ощутимо усилили гнёт русинского населения. В 1860-1890-х борьбу карпатороссов за свои права по мере сил поддерживал К. П. Победоносцев, переписывавшийся с Добрянским. Необходимо добавить, что внуком последнего был известный российский живописец Игорь Грабарь (1871-1960), народный художник СССР.

Видя широкий размах русинского движения, власти Австро-Венгрии прибегли к репрессиям. Проводится ряд шумных политических процессов, где русины обвиняются в государственной измене: «дело Ольги Грабарь» (1882), первый и второй Мараморош-Сигетские процессы (1904, 1913-1914), «дело братьев Геровских» (1914) и т.д. С подачи «украинского» националиста Н. фон Вассилко, румына по происхождению, в мае 1910 австрийские власти закрывают все «москвофильские» организации; их имущество было конфисковано, а затем продано с торгов. 

Во время Первой мировой войны была близка к осуществлению многовековая мечта русинов о возвращении в состав единой Руси, присоединении к Российской Империи. В августе-сентябре 1914 г. русские войска в грандиозной Галицийской битве нанесли тяжёлое поражение австро-венграм; армии Юго-Западного фронта продвинулись на 280-300 км, освободив часть карпаторусских земель, в т.ч. Лемковщину. Местное население активно приветствовало русские войска. После отступления царской армии на православных русинов обрушились жесточайшие репрессии, которые вполне можно охарактеризовать как геноцид по национально-религиозному признаку. Тысячи карпатороссов были вырезаны бандами венгерских националистов и униатов, десятки тысяч прошли через печально известные концлагеря в Талергофе (Штирия) и крепости Терезин (Чехия). Русинская интеллигенция оказалась почти уничтоженной. Морально её доконала, считал эмигрантский историк Н. Ульянов, большевистская революция в России, «открыто принявшая сторону самостийнического антирусского меньшинства». Произошёл новый всплеск русинской эмиграции. Их «заносило» даже в такие экзотические страны, как Китай: маршал армии Чан Кайши Фен Юсян (1868-1937) был в действительности Иренеем Фентем, уроженцем Карпатской Руси.

В октябре 1918 г. русины были приняты в Среднеевропейский союз порабощённых народов и его решением признаны отдельным народом с правом на самоопределение. Ровно через неделю после этого произошёл распад Австро-Венгрии. 8 мая 1919 в Ужгороде новоучреждённый Центральный Русский Народный Совет принял резолюцию о присоединении к Чехословакии на основе полной национальной автономии. Тем самым, Подкарпатская Русь (такое название земли было официально введено в ноябре 1919) вошла в состав Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение и приобрела международное признание. Подкарпатская Русь имела собственный гимн, герб и русинский язык в качестве государственного. 

В 1930-х гг. обострилась борьба между православным, «русофильским» крылом русинской верхушки и недавно возникшими «украинофилами», считавшими русинов частью украинского этноса. 11 октября 1938 г. «русофилы» образовали первое по-настоящему автономное правительство Подкарпатской Руси во главе с лидером Русского блока Андреем Бродием. Однако, через две недели власть в автономии захватил католический священник Августин Волошин, лидер «украинофилов», ставленник гитлеровской Германии. Бродий и многие другие «русофилы» были брошены в тюрьму. В крае развернулась новая политика: русины провозглашались частью украинского народа, их язык, религия, нравы и обычаи должны были соответствовать «галицким стандартам». Распоряжениями правительства распускались карпаторусские политические партии, закрывались культурно-просветительные и молодёжные организации. Вместо обиходного: «Слава Иисусу Христу» принуждали приветствовать: «Слава Украине» с характерным жестом (наподобие немецкого «Heil Hitler»). 15 марта 1939 г. местный сейм (парламент) принял закон о независимости государства «Карпатская Украина»», а через несколько часов его оккупировали войска профашистской Венгрии. Другие русинские земли, в т.ч. Лемковщина, были чуть позднее оккупированы гитлеровцами. За время оккупации было истреблено до 500 тысяч русинов. Что это, если не геноцид? 

В годы Второй мировой войны русины составляли основной костяк 1-го Чехословацкого армейского корпуса в СССР. Своими боевыми заслугами они внесли неоценимый вклад в освобождение от фашистских захватчиков Чехословакии и Западной Украины. В 1944 г. русины с ликованием встретили советские войска. 18 ноября 1944 г. в Мукачеве состоялся Православный съезд, инициатором которого стали русинский православный просветитель Алексий Кабалюк (1877-1949) и общественный деятель Георгий Геровский (1906-1959). Съезд принял обращение к И. Сталину с просьбой о присоединении Подкарпатской Руси к СССР (в качестве 16-го полноправного субъекта – Карпато-Русской ССР). Присоединена то она была (через год), да только к Украинской ССР в виде рядовой области, безо всяких признаков автономии. Но, испытавшие столько горестей русины, радовались и этому. Впрочем, им ещё многое было суждено испытать. Тысячи русинов погибли от рук бандеровских банд, возглавлявшихся бывшими фашистскими офицерами. 20 сентября 1948 г. прямо на паперти Преображенского собора во Львове был убит протопресвитер Гавриил Костельник (1886-1948), известный богослов, историк, философ и поэт, самый яркий русинский просветитель 20 в. Много русинов-лемков погибло во время т.н. операции «Висла» - принудительного массового переселения более 150 тысяч человек автохтонного населения с территорий Холмщины и других районов Польши на территорию СССР, проведённой частями регулярной армии Польской Народной Республики в 1947 г. 

На сегодняшний день в мире насчитывается от 4 до 6 млн. русинов (карпатороссов) и их потомков. Проживают они на Западной Украине (Подкарпатская/Закарпатская Русь), в Восточной Словакии (Подкарпатская/Пряшевская Русь), Юго-Восточной Польше (Лемковщина/Лемковская Русь), Северо-Восточной Венгрии (Русская Краина/Угорская Русь), Северной Румынии, Сербии (Бачковщина/Бачковская Русь), Северной Молдове. Всё это пространство объединяется под названием Карпатская Русь. Природа русинской земли поражает своей живописностью, выглядит просто сказочно. Чистейший горный воздух, стремительные речные потоки, изобилие минеральных источников… Русины – простой, открытый, дружелюбный народ, живущий «в бедноте, да не в обиде». Да, собственно, и отдельным народом у меня язык не поворачивается их называть – это же просто-напросто русские. Хотя… Они больше напоминают не нас, а на наших предков. Тут и спокойная, но твёрдая религиозность, и отсутствие зацикленности на материальных благах. В русинских деревеньках не процветает повальное пьянство, в отличие, к сожалению, от великорусской сельской местности. Русинский язык, по мнению учёных, напрямую восходит к единому древнерусскому языку, и на 90 процентов идентичен церковнославянскому. За последние 100-150 лет расселились карпатороссы по всему свету. Многотысячные общины есть в США, Канаде, Чехии, Бразилии, Аргентине, Хорватии, Германии, Великобритании, Франции, Австрии, Парагвае, Боснии и Герцеговине, Австралии, Уругвае. В 22-х странах мира, в т.ч. в России, русины признаны как национальность. Но где бы не обитали выходцы из Карпатской Руси, на вопрос о национальной принадлежности везде следует один ответ: «Мы – руськие».

  • 1
Карпатароссия - тема кандидатской диссертациии Кирилла Фролова, он знает про нее все. Я раньше вообще не совсем верил в существование этого места, пока Кирилл не организовал там специальную конференцию и не вывес меня туда. Ужгород - это часть России в само центре Европы, это Россия за Галицей. Потрясающее место.

Я довольно давно занимаюсь изучением русинов, географии их расселения и истории карпаторусских территориально-этнографических групп. Можно сказать, русины - моя идея-фикс. Но сам никогда не был на Русинщине. Мечтаю там побывать.

Даже не представляю себе как Вам так удается. Не ичключено, что уже в этом году мы там организуем еще одну конферецию. Отец Димитрий Сидор - потрясающий, я даже соскучился по нему.

Се є ложь, которая распространяется с 19 века в пророссийских газетках Прикарпатья, Галичини і Закарпатья.
Русінами (руськими) називалі себя все православние в Австро-Венгии и польше.
Іх язик - "руська мова" отличается от современного украинского более сильнимі связями с венгерским и польским язиком. Например, на русинськой мове "в декабре" будет "у десембрі"

и где ты тут услышал польские корни в слове десембри? это вообще романо-германская группа....

December - на венгерском; Decembri - на словацком

А где я говорил про польские корни в слове десембер? Ето влияние венгерского или словацкого язика; December - декабрь на венгерском, "Decembri" - "декабре" на словацком. По сути, как говорил мне один потомственний венгерский дворянин в Мукачеве, т.н. русіни в Карпатском регионе - ето русино-словацкая диаспора в США вместе с ее традиционним влиянием, остатки культурних експериментов русских "стратєгов", которие через финансирование печатних ізданий в конце 19 и в начале 20 века питались внушить народу некоє родство с "русскім народом".
Не помню, говорил Я говорил или нет? что феномен появления русин нужно понимать в контексте борьби за самоопределение западних славян, которие легко подчинились культурному вліянию Австрии и Венгрии; отсюда:
1) русінский язик - ето почти тот же словацкий
2) а русскими (с помощью Российской Империи, естественно) индентифировали себя серби в начале 20в.
3) русинское движениее нужно понимать ТОЛЬКО в контексте борьби словацкого народа за свое существование; см. http://nsportal.org.ua/?p=874
4) русин просто использовали в своей политической игре россияне
5) на русско-русинском язике (духнович и иже с ним) НИКТО не разговаривает, тогда как словако-русинский небольшая группа использует до сих пор.

Очень интересная статья, спасибо! Не могли бы Вы мне ответить, каким языком написаны эти произведения Е. Фецика: Библическая история..., Естествознание..., Краткая общая и отечественная история..., Первоначальные сведения из грамматики..., Первоначальные сведения из физики..., Сокращенная литургика...?
Извините за привет из далекого жж-прошлого. Спасибо за внимание.

  • 1